ОТ ИСТОКОВ ДО XVII ВЕКА

Осмысленный подход к театрализации бытовой жизни можно найти в русском средневековье. Именно тогда стал использоваться термин «игрище», которым обозначались различные явления. Драматическое воспроизведение трудовых эпизодов связывалось, постепенно утрачивая религиозные функции, оставалась в сфере учебно-воспитательной. Такие игрища отражали действительность, используя диалоги, музыку, песни и пляски, ряженье, лицедейство – приемы выразительности будущего театрального спектакля. Наряду с игрищами существовали обряды, сохранявшие магические и заклинательные функции. Основными поводами для проведения игрищ и обрядов служили празднества.

«На такие празднества стекалось большое число участников и зрителей. Устраивались они, смотря по временам года, на открытом воздухе или в закрытых помещениях. Празднества включали в себя различные действа-игрища: игры, ряжения, маскирования, пляски, песни, игру на музыкальных инструментах. Поэтические олицетворения конкретизировались, в частности, при помощи ряжения и маскирования, а также путем создания «скульптурных» изображений – чучел и кукол».
В. Н. Всеволодский-Гернгросс. «Русский театр от истоков до середины XVIII века»

А старейшим «театром» Киевской Руси можно считать искусство скоморохов – профессионально оформившихся лицедеев, поставивших игрища на коммерческую основу. «Всяк спляшет, да не как скоморох», — гласит народная поговорка. Разнообразнейший развлекательный «репертуар» этих лицедеев был востребован не только в народной среде, но и всё чаще при княжеских дворах. Известно, что любителями скоморошьих потех были окружения Святополка (1015), Святослава Ярославича (1073-1076), Изяслава Мстиславича (1146-1154), Всеволода Мстиславича (1135).

«Скоморох может позволить себе резкую насмешку, непристойность и грубость, но это не эпатаж, — оскорбление публики никак не входит в его планы. Напротив, он стремится полностью соответствовать ее ожиданиям, преодолеть разрыв между собой и зрителями (но — до определенной границы, иначе он перестанет быть интересен), поэтому, согласно правилам построения средневековой русской пародии, он делает объектом смеха прежде всего себя или своего собрата по ремеслу (скоморохи обычно выступали «дуэтом»). Способы развлечения публики также традиционны — рифмование слов, драки и перебранка с напарником, — все это направлено на организацию беспорядка, внесение сумятицы и дестабилизации атмосферы равновесия, размеренного течения жизни».
Юрков С. Е. «Смеховая» сторона антимира: скоморошество»

В XVI веке скоморохи объединяются в ватаги, что постепенно приводит к их оседлости. Появляются даже скоморошьи села. В четырех новгородских пятинах – Деревской, Водской, Шелонской и Бежецкой – было 29 селений с названием «Скоморохово». В самом же Новгороде скоморохи жили преимущественно в Загородном и Гончарском концах, на Ростокиной и Яновой улицах, в Лагощинском Заполье, Добрыне и на Варяжской улице.

Усиление влияния скоморошества в культуре и социальной жизни населения обратило на себя пристальное внимание церкви. С XV века митрополиты направляют многочисленные жалобы царям на скоморохов, настойчиво ставя их в один ряд с носителями языческого мировоззрения – волхвами и колдунами. В качестве альтернативы церковь предлагает литургическую драму, заимствованную из византийских образцов. Инсценировки библейских текстов отличались пышностью и сложной проработкой визуальных эффектов. Стоит отметить, что на рубеже XVI и XVII веков для участия в одной из таких драм, «Пещном действе», привлекались скоморохи. Вместе с тем происходило обмирщение литургической драмы, слияние отдельных ее элементов со скоморошьими игрищами. Публика имела возможность подготовиться к восприятию нового этапа театрального искусства.

Нравится?

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal