Песня сердца – деревенский праздник.

Кустодиев Б.М. Деревенский праздник

Кустодиев Б.М. Деревенский праздник

«Представьте себе крестьянскую избу с чёрными, закопченными от дыма стенами и потолком. Тотчас по входе туда трудно разглядеть собравшееся здесь общество: духота и мрачность невыносимы… Изба битком набита народом так, что с трудом можно пробраться до середины главного места действия, где на лавках чинно уселись деревенские девушки, прямо против них на полатях взгромоздились ребятишки… среди их детских лиц виднеется густая рыжая борода… принадлежащая хозяину избы и полатей. Прямо под ним поместилась огромная ватага взрослых ребят. Из их толпы время от времени раздаётся настраивание балалайки…» — так в газете «Новгородскiя губернскiя вѣдомости» от 27 апреля 1868 г. описается одна из деревенских святочных вечеринок.
И в той же статье описывается как в закопченной крестьянской избе рождается импровизированный театр, актёры которого, такие же крестьяне как и остальные, показывают сценки из повседневной сельской жизни, окрашенные в тона юмора, а порой и сатиры, и после каждой такой истории, стены избы сотрясают взрывы громкого хохота.
«…явились посреди избы две фигуры, в вывороченных наизнанку шубах, представляющие медведя и вожатого, встреченные взрывом хохота… Началось представление, столь вообще не редкое в деревнях, сёлах, на площадях и вообще всех наших отдалённых уездных городков, сопровождаемое страшным хохотом всей честной компании. Ну-ко миша попляши, у тя ножки хороши. Поворачивайся живее… Покажь как бабы на барщину ходят, с песнями-ли, с плясками, со всяким ли удовольствием? Квазимедведь начинает прихрамывать, и опираясь на брошенную ему хозяином палку подвигается тихонько вперёд…» Такие вот нехитрые сюжеты разыгрывали самодеятельные артисты на деревенских гуляниях и праздниках. Созданная ещё в дохристианской Руси скоморохами манера театрализации собственной жизни превращаемая в забавные сценки, отточенная, отлаженная веками, прочно укоренилась в традиции праздничных гуляний русской деревни.
Надо ли говорить, что природная склонность русского мужика к сохранению многовекового уклада ведения хозяйства, со скептическим отношением ко всяческим новшествам и изменениям стала лучшей средой для того, чтобы истинные жемчужные крупицы устного народного творчества, созданные в глубокой древности, дошли до нас в практически неизменённом виде. Не менялся быт крестьянина – не требовали изменений и обряды, игрища, театрализации.
Это хорошо заметно на примере исследований народных легенд и сказок, записанных учёными филологами и простыми сказителями в разное время. О таких исследованиях и о самих легендах и сказках можно подробнее прочесть на сайте Новгородского музея театрального искусства Новгородской земли. В первом зале, в экспозиции «Игрища и обряды». Раздел «Источники» изобилует подлинными документами разных эпох, описывающими народные праздники глазами очевидца. Приводятся подлинные тексты песен, записанные в русских сёлах XIX века.
Несмотря на устойчивые традиции деревенских обрядов, на многовековую неизменность текстов, русский фольклор богат и разнообразен. Традиционное сельское гулянье включало в себя и пляски, и песни, и весьма богатую содержанием театрализацию, где основную роль отводили ряженым – существующим в народной памяти, скорее всего, как отголосок ушедшей в прошлое эпохи скоморохов. Чуть грубоватый, но не унижающий достоинство человека юмор, присущий таким представлениям, легко угадывается в типичных скоморошьих сказах, таких как «Данило и Ненила».
Разнообразие элементов, составлявших деревенский праздник, говорит о высоких культурных потребностях крестьянина XIX века и более раннего времени. Ведь в иных условиях столь богатый фольклорный материал просто не смог бы ни храниться, ни приумножаться. Такие вот мысли возникают при изучении материалов экспозиции «игрища и обряды» Музея театрального искусства Новгородской земли. И раскрывается богатый культурный мир русской деревни прошлых столетий.

Нравится?

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal