Литургическая драма.

Николай Рерих. "Пещное действо"

Николай Рерих. "Пещное действо".

Театр, как вид искусства, как принято считать, зародился в античном мире в 534 г. до н. э. когда во время празднования в честь Дионисия появился первый актёр-декламатор, вступавший в диалог с хором. С тех пор и начало развиваться сценическое действие, как основной элемент театральной постановки. Эпоха языческой культуры античного мира обогатила сокровищницу мировой литературы пьесами Эсхила, Софокла, Эврипида. Древнегреческого драматурга Аристофана ныне называют «отцом комедии». До сих пор в современных театрах с успехом проходят пьесы, написанные античными драматургами более двух тысячелетий назад, не теряя своей остроты и в наши дни. Именно в античную эпоху зародились основные театральные жанры, основные театральные приёмы и традиции.
Но пришли новые времена, и зарождающееся христианство начало вносить свои коррективы в представление о мире, стало создавать своё искусство, свою культуру. Распространяясь изначально среди народа, оно встретило жесточайшее гонение со стороны правящего класса, вызванное политическими интересами, что вызвало вековое противостояние языческой и христианской культур, переходящее в противостояние личностное. Видимо по этой причине многие христианские просветители в своих работах негативно отзывались о театре, находя его рассадником порока, причисляя его к пережиткам прошлого, языческого мира. Они осуждали «лицедейство» и все, кто проявлял интерес к этому виду искусства изгонялись из христианских общин.
Но в эпоху раннего феодализма ситуация изменилась коренным образом. Христианами стали и представители правящего класса. Теперь они уже сами были заинтересованы в распространении и укреплении христианской веры среди народа, который в большинстве своём был неграмотен, и не мог читать религиозные книги. Тут-то и приходит на помощь духовенству театр. Точнее элементы театрализации, включённые в каноны богослужений.
Подобные действа весьма популярны в католической традиции. С IX века появляются в церковной службе элементы демонстрации, правда с большой долей условностей.
В день Рождества Христова посреди храма выставлялась икона девы Марии с младенцем, к ней подходили священники, изображавшие евангельских пастухов, идущих в Назарет к святому младенцу. Священник, служивший литургию, спрашивал у них: «Кого вы ищете, пастыри, около стойла?» И на это следовал ответ: «Спасителя нашего, Христа господа».
Так же известны сюжеты «о Марии, пришедшей ко гробу Христа», «Девы мудрые и девы неразумные». Рождественский цикл литургической драмы включал в себя уже несколько сюжетов. Сюда входили и шествие пастухов и избиение младенцев, шествие пророков и волхвов и другие.
Если изначально в литургической драме принимали участие лишь представители духовенства, то впоследствии на простые роли допускались люди других сословий, а сами постановки приобрели более демократический вид. Оформление носит менее символический характер, костюмы отличаются большим разнообразием, появляется место для творчества.

Православная традиция, в отличие от католической уделяла в значительной степени меньшее внимание литургической драме. Но, тем не менее, и в России XVI века было весьма популярны сюжеты «Страшного суда», исполнявшиеся на мясопустной неделе перед Масленицей, и «Пещное действо» — сюжет, рассказывающий о трёх иудейских отроках, брошенных по приказу Навуходоносора в горящую пещь, по причине отказа поклониться золотому тельцу, и чудесным образом те отроки остались невредимы. Исполнялся он в последнее воскресенье перед Рождеством Христовым. Существовал этот обряд только в крупных городах, в число которых входил и Новгород. В «Памятной книжке Новгородской губернии» названа и точная дата совершения первого «Пещного действа» в Новгородском Софийском соборе — 1553 год.

«Чиновник новгородского Софийского собора» Александра Голубцова за 1899 год весьма подробно рассказывает о том, как происходило это событие. Там же приводится и текст, который произносили участники «Пещного действа». В музее театрального искусства новгородской земли есть электронная копия этого документа, из которой можно узнать мельчайшие детали этой постановки и ознакомиться с текстом. С XVIII века литургическая драма исключается из чина богослужения.
В дальнейшем будут публиковаться и другие, обнаруженные сведения и документы, касающиеся литургической драмы.

Нравится?

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal