Вторая половина XIX в. — 1917 г.

Отличительной чертой это периода истории русского театра становится появление и развитие профессиональной театральной критики. Газетный и журнальные авторы не только фиксировали театральный процесс, но и значительно его регулировали.

«Театральная критика боролась за полноценный репертуар, за воспитание актёров в духе «натуральной школы», она разъясняла актёрам идейное содержание драматургии, она воспитывала вкусы публики, устанавливала взаимосвязи и взаимовлияние их с актёрским исполнением». В. Н. Дмитриевский «Театр и зрители».

Театр активно популяризовывался со всех сторон – драматургия, исполнительское искусство, административная структура… «Северная пчела», «Петербургский листок», «Голос», «Московские ведомости», «Русские ведомости», «День» и другие столичные издания содержали обязательный театрально-критический отдел, в которых рецензии публиковались наутро после премьеры. Появились и специальные театральные журналы «Музыкальный и театральный вестник» (1856–1860), «Русская сцена» (1864–1865), «Музыка и театр» (1867–1868) и др.

В провинции увеличивалось количество театров, для которых строились новые здания. Более 50 губерний были охвачены гастролями столичных трупп. Театр уверенно входил в быт различных слоев населения. Сценические представления и развитие общественных умонастроений связываются в единый процесс.

Столичная театральная жизнь была подчинена изживавшей себя государственной монополии. В Москве действовали Большой и Малый театры, в Петербурге — Большой, Александрийский, Михайловский и с 1860 года Мариинский. И прочное место в репертуаре занимали излюбленные аристократами балет, итальянская опера и французские труппы, на содержание которых казна выделяла значительные средства.

Но активная интеллигенция находила возможность обходить цензурные запреты и государственные уставы. Уже с 60-х годов театральные представления давались при всякого рода организациях и собраниях. Достаточно вспомнить знаменитый Артистический кружок А. Н. Островского и П. Г. Рубинштейна. В конце концов, в марте 1882 года театральная монополия была отменена и в столицах началось активное частное предпринимательство в этой сфере. Клубные частные антрепризы вскоре переросли в крупные частные — театр Ф. А. Корша в Москве (1882–1917). В Петербурге в 1882–1883 годах открываются театр Товарищества актёров на Фонтанке, частный театр «Фантазия» на Мойке и Общедоступный частный театр в Михайловском манеже.

В эту эпоху артистами становились гимназисты, студенты, чиновники, вышедшие в отставку офицеры. Для значительного количества дворян актёрское поприще становилось настоящим призванием. Изменилось и положение актёров, они были признаны равноправными членами общества.

Однако, повсеместно наряду с мастерами на провинциальных и столичных сценах существовали ремесленники. Что, собственно, обуславливалось или недобросовестностью антрепренёров. Использующих театральные представления в качестве быстрого заработка, или невысоких требований публики к репертуару и исполнению.

Публика требовала мелодраму. В основном переводную: «Испанский дворянин» А. Деннери и Ф. Дюмануара, «Материнское благословение» А. Деннери и Г. Лемуана, «Любовь и предрассудок» Мельвиля и др. Охотно публика смотрела одноактные комедии, порожденные принципами натуральной школы, оперетту, водевили. Но критики, являясь частью более взыскательной публики, поддерживали отечественную идейную драму А. Ф. Писемского, В. А. Крылова и, конечно же, А. Н. Островского.

«Театрально-художественный процесс рубежа XIX – XX вв. ознаменован утверждением режиссёра как главной творческой и организующей фигуры сценического искусства, его идеолога, творца». В. Н. Дмитриевский «Театр и зрители».

Уже в начале XX в. во всю мощь развернулось мощное волевое начало, которое содержалось в профессии, о которой заговорили благодаря реформе К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. И личностная профессия искала эту доминанту в драматургии. На сцене А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, М. Горький, Л. Н. Андреев, Г. Ибсен. Исследование внутреннего мира частного человека стало общим театральным занятием. Театры и театральные компании стремительно размножаются, пестря разнообразием форм, репертуара и начинают формировать феномен «массовой культуры», толпа превращается в реальную силу, руководящей социальной и культурной жизнью.

Свою эстетику начинает формировать кинематограф, беря всё самое успешное у театра, а затем и влияя на театральный язык. Всеобщая демократизация, усиление роли балаганных представлений в 1910-х годах открывали двери в новую театральную эпоху.

Нравится?

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal