АНТРЕПРИЗА

Портрет Н. И. Иванова в ''Историческом вестнике''. 1891 г.

Начало 50-х годов XIX века дало старт новой театральной эпохе в Новгороде. Во всяком случае, так зафиксировал единственный на тот момент печатный орган губернии «Новгородские губернские ведомости». В 1853 году в Новгород приезжает труппа Николая Ивановича Иванова, известного на тот момент ярославского и костромского антрепренёра (в 1849 году этот уникальный человек управлял сразу двумя театрами в этих городах).

Дом купчихи Мещовской на Торговой стороне быстро стал, по свидетельству редактора губернских ведомостей, любимым местом новгородцев. Небольшая сцена, два ряда кресел, девять рядов стульев, места за креслами и раек (названный посетителями галереей) составили скромное устройство новгородского театра. Около 15 актёров в труппе, 12 музыкантов в оркестре и быстроменяющийся репертуар: отечественные и переводные водевили, комедии. Типичная провинциальная ситуация. Однако, рецензент уже после первых недель представлений дает высокую оценку этому театральному предприятию. Вскоре в репертуаре появляются цензурованные пьесы А. Н. Островского, Н. В. Гоголя, труппа демонстрирует не только драматическое, но и вокальное и танцевальное мастерство в дивертисментах. Нам известно, что на гастроли приезжал знаменитый петербургский комик Живокини.

За сезон 1853 – 1854 гг. редактор «Новгородских губернских ведомостей» составил достаточно любопытную театральную хронику, которая свидетельствует не столько об успехах Н. И. Иванова, сколько о любви новгородцев к театральному искусству. Именно здесь и были заложены критерии, с которыми зрители и критики подходили к дальнейшим попыткам вести профессионально театральное дело в Новгороде.

К отставному унтер-офицеру Е. Т. Курдюмову критика уже не была столь благосклонна. Свою антрепренёрскую деятельность в Новгороде он начинает с 1861 года. И именно исполнение пьесы Островского «Гроза» даёт повод рецензенту высказать упрёки в недостаточно естественном исполнении актёрами своих ролей. На страницах «Новгородских губернских ведомостей» можно встретить даже что-то вроде попытки полемики, когда в сноске редактор не соглашается с оценкой, данной критиком в статье.

Этапным моментом истории новгородского театра стала антреприза Нила Ивановича Богдановского (псевдоним – Мерянский). К 1886 году он уже некоторое время жил в Новгороде, был гласным Городской Думы и числился по нотариальной части. Театром руководил некто Левицкий, которого в театральном мире называли «шельмой». После многочисленных ссор с труппой тот был вынужден оставить антрепренерство, но артисты так и не смогли поправить дела, организовав товарищество. Тогда на сцене и появился Мерянский, который решил вспомнить свою первую, театральную, профессию.

Нил Иванович в первую очередь проявил заботу об артистах, стараясь обеспечить их жильем и одеждой (многие вещи являлись и театральным гардеробом). Не редко он обходил театральное здание до и во время спектакля, проверяя порядок и дисциплину. А потому и заметных неурядиц и интриг в труппе не было. Труппу он подобрал преимущественно из петербургских артистов: Н. А. Московского, Л. Г. Баскакова, Н. А. Горского, Уртминцева, И. А. Богданова, М. Г. Григорьевой. И репертуар был составлен из пьес, особенно чтимых новгородцами. Например, в один сезон 1887 года были поставлены: «Горе от ума» (2 раза) А. С. Грибоедова, «Ревизор» (3 раза), «Женитьба» Н. В. Гоголя, «Лес», «Гроза», «Без вины виноватые», «Таланты и поклонники», «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского, «Каширская старина» Д. В. Аверкиева, «Царская невеста» Л. А. Мея, «Вторая молодость» П. М. Невежина, «Рука Всевышнего отечество спасла» Н. В. Кукольника, «Орлеанская дева», «Мария Стюарт», «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Завтрак у предводителя» И. С. Тургенева, и оперетты «Орфей в аду» Ж. Оффенбаха и «Дочь 2-ого полка» Г. Доницетти (?), а также водевили с пением. Иными словами, отечественная и мировая классика, современные пьесы, развлекательный легкий репертуар находили своего зрителя.

Сам Н. И. Мерянский был выдающимся актером. По свидетельству современников, он в 80-е годы XIX века был лучшим исполнителем роли Городничего в «Ревизоре». Амплуа комика он одинаково органично реализовывал в зарубежном и отечественном репертуаре. В первом удивлял навыками французской театральной школы, во втором – восхищал духом истинной, неподдельной народности, «словно с полотна Перова или Репина сорвалась фигура и обрела голос и сочную великорусскую речь», — писал А. В. Амфитеатров.

В 60 лет Мерянский начал писать книгу воспоминаний «Сцена – мой крест». Частями она публиковалась в лучшей новгородской частной газете начала XX века «Волховский листок». Издавал газету с 1903 года сам Нил Иванович, в собственной типографии (что было редким явлением). Воспоминания вышли двумя отдельными книжками в 1915 году с обещанием продолжения, но его не последовало. После революции Мерянский уехал в Ревель (ныне Таллинн), где до самой смерти продолжал поддерживать культурную жизнь нового родного для себя города. А на его могиле появилось посвящение: «Дедушке русского театра».

Нравится?

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal