Новгородский театр драмы – почти забытая история.

 

Здание Новгородского театра драмы с 1945 по 1985 год.

Здание Новгородского театра драмы с 1945 по 1985 год.

Приход нового директора в Новгородский Академический областной театр драмы им. Ф. М. Достоевского завершил (надеюсь) череду споров и конфликтов, уже достаточно надоевших публике. Близится окончание очередного творческого сезона. И теперь, когда вся нехорошее позади, думаю настало время вспомнить о том, как рос и развивался сложнейший организм, который теперь мы именуем «новгородским академическим театром драмы». Вспомним некоторые страницы его истории.

- Еще не закончилась война, когда 1 января 1945 г. был назначен на пост художественного руководителя Новгородского областного театра драмы В. В. Шимановский. – Пишет в своей книге «Новгород, музей и вся моя жизнь» А. М. Михеева. — Ещё в театре, в его западной части, примыкающей к кремлёвской стене, на первом этаже работает киноустановка, первая в городе…

Под здание театра был отведён бывший епархиальный дом, находящийся в Новгородском кремле, построенный в 1912 г. Директором назначается Б. М. Глинский.

В г. Ленинграде была сформирована и первая труппа. В неё вошли будущие заслуженные артисты РСФСР: А. А. Мирзоева и Н. И. Непокойчицкий. С того же времени начинают свою работу и Н. Д. Разгуляев, А. А. Мирзоева, М. А. Модестова, Е. Г. Новская и другие, связавшие всю свою жизнь с новгородским театром драмы, создавшие на его сцене десятки прекрасных образов. В это же время приходит на работу в театр и Александра Ивановна Строгонова – гримёр, мастер своего дела, всю свою жизнь, более шестидесяти лет, проработавшая в этой должности. Её ученики и по сей день работают гримёрами в ведущих театрах страны.

Первый театральный сезон коллектива театра был открыт 6 ноября 1945 года.

«Все мы были охвачены тогда необычайно радостным волнением. Мы как бы снова, повторно переживали славный день победы». – вспоминает об этом дне на страницах газеты «Новгородская Правда» от 11 октября 1947 года сам В. Шимановский, в те годы директор Новгородского театра драмы. Первый послевоенный репертуар театра составили пьесы Конст. Симонова «Русские люди» и «Русский вопрос», «Кремлёвские куранты» Н. Погодина. Не была забыта и классика: «Вишнёвый сад» А. П. Че­хова, «Последняя жертва», «Без вины виноватые», «На всякого мудреца довольно простоты» Н. А. Островского. Из зарубежных пьес были поставлены «Глубокие корни» Дж. Гоу и А. д, Юссо.

Завершился сезон 1945\46 гг. комедией К. Гольдони «Хитрая вдовушка и её четыре поклонника».

С начала пятидесятых годов директором театра становится А. В. Васильев. В это время ставится «Любовь Яровая» К. Тренёва, «Испанский священник» Дж. Флетчера, «Голос Америки» Б. Лавренёва. Наступает эпоха невероятной популярности театра. На сцене встречаются и патриотические пьесы заката сталинской эпохи, и зарубежная классика, и музыкальные комедии, и серьёзные трагедии. Натуралистические декорации и сложный грим актёров превращал спектакли в удивительное, сказочное зрелище, путешествие в другой мир, непохожий на тот, что видели люди в разорённой войной стране.

По одному названию спектаклей тех лет можно почувствовать, какие настроения царили тогда в обществе. «Овод», «Сильные духом», «Мещане», «Любовь Яровая», «Дворянское гнездо», «Ревизор»…

С. Богомазов, С. Шатров. Неземное создание. реж. Н. В. Витарский. 1957 г. Сцена из спектакля. На снимке слева направо Екатерина Новская, Евгений Барков, Любовь Коликова

С. Богомазов, С. Шатров. Неземное создание. реж. Н. В. Витарский. 1957 г. Сцена из спектакля. На снимке слева направо Екатерина Новская, Евгений Барков, Любовь Коликова

Наступившая «хрущёвская оттепель» изменила требования, предъявляемые государством и обществом к человеку, а значит, изменилось и мировосприятие людей. Появились новые направления в искусстве, новые жанры. Например, производственная драма. На сцене театра появляется больше условностей. Хотя натуралистические декорации и реалистичные костюмы героев по-прежнему преобладают. Так в 1954 г. появляется спектакль «Три мушкетёра» по пьесе С. Радзинского, написавшего инсценировку романа А. Дюма. Спектакль замечателен тем, что сцены фехтования в нём были поставлены самим Иваном Эдмундовичем Кохом – мастеру своего дела, фактически основоположнику сцендвижения, как самостоятельной дисциплины. По его учебникам «Основы сценического движения» и «Сценическое фехтование» до сих пор учатся студенты театральных ВУЗов страны.

Главным режиссёром с начала пятидесятых годов является А. Н. Кармилов.

В это же время приезжает в театр и Александр Григорьевич Витебский – начавший свою актёрскую деятельность в разных театрах страны ещё в двадцатые годы, стоявший у истоков создания в Одессе передвижного театра «Красный факел», который лишь в 1932 году стал постоянным и ныне действующим театром Новосибирска.

В новгородском театре драмы А. Г. Витебский становится не только актёром, но и занимает должность инспектора сцены.

В 1953 году приходит в новгородский театр драмы и Любовь Михайловна Коликова, известная новгородцам по десяткам ролей, снискавшая любовь зрителей, удостоенная звания Заслуженная артистка РСФСР.

В середине пятидесятых годов на театральную сцену выходят пьесы В. Розова. Он становится не просто модным, он актуален и социально значим. Его комедия «В добрый час!», поставленная в 1955 году новгородским театром драмы собрала прекрасную актёрскую команду, проработавшую вместе несколько десятилетий. Это и Л. М. Коликова, Н. И. Пестов, М. В. Генкина… они влились в могучий актёрский коллектив, чтобы стать частью истории театра.

1956 год ознаменован постановкой «Оптимистической трагедии» В. Вишневского, масштабного спектакля, включавшего в себя всю труппу театра. Но героико-патриотические пьесы в то время делят репертуар с прекрасными романтическими комедиями. Например «Безымянная звезда» по пьесе Михаила Себастьяна. Где роль учителя Мартина Мирою сыграл Н. И. Пестов. В то же время выходит и трагикомедия по пьесе Габриели Запольской «Мораль пани Дульской», высмеивающая показной морализм, нравы общества, построенного на показушности, внешнем лоске, обмане. Главную роль в этом спектакле сыграла засл. арт. РСФСР А. А. Мирзоева.

Начало шестидесятых было ознаменовано постановкой «Вишнёвого сада» А. П. Чехова. Постановщиком был В. В. Шимановский, который в то время снова стал художественным руководителем.

«Есть глубокий меризм пьесы, её подводное течение связано с тем, что «вишнёвый сад» представляет собой образ самой Родины, её мощи и красоты». – сказано в аннотации к спектаклю. По названию спектаклей того времени можно судить об атмосфере эпохи: «Именем революции», «Чайки над морем», «Начало жизни», «Трёхминутный разговор», «Сердце не камень», «Собака на сене», «Деревья умирают стоя»…

«Постановка дала А. А. Мирзоевой возможность показать в юбилейном спектакле всё богатство своего таланта. – писала Боровическая «Красная Искра» о работе актрисы, сыгравшей бабушку в этом спектакле. – Эта проникновенно сыгранная роль представляется нам яркой этапной ролью, ибо у актрисы, живущей большой идейной творческой жизнью нет предела в служении народу средствами искусства».

Открывается занавес, и зрители готовы сказать: на сцене сыскное бюро. Да-да, и картотека в огромных шкафах, и потайные двери и переодетые зашифрованные агенты. Пастор, переодетый норвежским моряком уходит с аккордеоном в руках… Вор крадёт у других воров часы и браслеты, чтобы вернуть пострадавшим, кто-то бросает букет роз в комнату разочаровавшейся в жизни девушке, предотвращая самоубийство. – Так описывают начало спектакля «Деревья умирают стоя» очевидцы.

Началась эпоха советского романтизма, эпоха ознаменованная полётом человека в космос, эпоха мечтателей и творцов будущего. И театр отозвался на это созданием героя нового типа, доселе почти небывалого. Этот герой смотрит в будущее не только с надеждой и оптимизмом, он видит его, для него нет таких преград, нет таких опасностей, которые невозможно было бы преодолеть с лёгкостью, для того, чтобы достичь того самого «светлого будущего». В литературе становится популярна научная фантастика, а в кино всех покоряет дуэт Анастасии Вертинской и Владимира Корнева в фильме «Человек-амфибия» по роману Александра Беляева.

И снова поиск новых форм и образов на сцене. Футуристический оптимизм потребовал от режиссёров создания мира условностей, мира абстрактного, словно ещё не оформившегося, более находящегося в будущем, чем в настоящем или прошлом.

Спектакль «Океан» по пьесе А. Штейна, вышедший в 1962 году показывал будни моряков Военно-Морского флота СССР. По замыслу автора главную мысль пьесы призваны утверждать взаимоотношения трёх товарищей, офицеров флота – Платонова, Часовникова и Куклина, молодых людей с несхожими характерами. На первом плане пьесы нежелание одного из товарищей продолжать службу на флоте, и мнение второго, что эта «временная блажь» пройдёт и товарищ станет прекрасным моряком. Пьеса «Океан» — один из типичных вариантов производственной драмы, ставшей популярной в то время.

«Ленинградский проспект» И. Штока тоже рассказывает о жизни рабочей семьи, тесно связанной с жизнью завода. В заводском коллективе есть и положительный лидер – потомственный рабочий Василий Забродин, и антигерой «стяжатель и растлитель человеческих душ, не имеющий ничего святого» — Семён Семёнович.

Здание епархиального дома, которое занимал Новгородский театр драмы до 1985 г. Современный вид.

Мир «шестидесятников» — это романтика отношений, романтика построения светлого будущего, где главным героем является человек — человек чистый от пороков, человек нового типа, по уровню своего благородства, быть может, близкий к образу рыцарей из средневековых баллад.

Вместе с этим на сцене новгородского театра 60-70_х годов ставится множество спектаклей на тему Октябрьской революции, спектаклей о жизни В. И. Ленина. Это «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, «Разлом» Б. Лавренёва, «Семья» И. Попова, «Сквозь грозы» И. Кычакова, «Человек с ружьём» и «Кремлёвские куранты» Н. Погодина, «Шестое июля» М. Шатрова. Образ В. И. Ленина создал засл. арт. РСФСР О. Васильев. Ф. Э. Дзержинского – арт. Ю. Виноградов. Играл Дзержинского и Н. И. Непокойчицкий.

В начале семидесятых в театр драмы приходит С. Ф. Гордеев, сыгравший главную роль в спектакле по повести А. Гайдара «Бумбараш» и до конца жизни прослуживший искусству на новгородской сцене, и получивший звание Народного артиста России.

Таким был театр советской эпохи, который стремительно стал меняться уже в восьмидесятых годах ХХ века. С началом Олимпийских игр начал рушиться пресловутый «железный занавес», появился жанр рок-оперы, воплотившийся на новгородской сцене в сказке «Спящая красавица», наступала Перестройка, изменившая всё.

 

 

Нравится?

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal