НАРОДНЫЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ.

В 1967 году был открыт Дворец культуры и техники профсоюзов им. 50-летия Великого Октября, в котором сразу же начал свою работу Театр Юного Зрителя, тогда ещё под управлением Веры Антоновны Диденко.

Коллектив тогда состоял из двух студий. Старшей и младшей. Это были Татьяна Гречихина, Елена Ефимова, Ольга Козелло, Вера Манюкова, Анатолий Крюков, Михаил Петров, Евгений Куликов, Геннадий Калистов, и др. Старшая студия ставила спектакль «Поезд дальнего следования» по пьесе Р. Каца. Младшая же студия поначалу занималась сценками из школьной жизни. Например «Таню в мешке не утаишь». Затем уже вышел спектакль «Катя и чудеса». К этому спектаклю уже были сшиты костюмы и сделаны настоящие большие декорации.  Затем появился спектакль «Знамя десятой интербригады». А спектакль «По волшебному времени» в течении двух лет сочиняли сами студийцы: Евгений Куликов и Анатолий Крюков. Это были новогодние спектакли, которые игрались по три раза в день. А в перерыве, как вспоминает Надежда Назарова, участница коллектива того времени, все участники шли обедать в кафе «Молодёжное», что было неподалёку прямо в костюмах. Дети на улице были в восторге.

После каждой декады, в те годы, дирекция устраивала праздник для самодеятельности. Да ещё для актёров ТЮЗа устраивалось путешествие на поезде по стране. Маленькие актёры побывали и в Прибалтике и в Белоруссии, и прямо в дороге репетировали новые спектакли.

Занятия ТЮЗа тогда проходили на первом этаже ДК, в кабинете №17. Вера Антоновна Диденко была воплощением образа русского интеллигента. Всегда аккуратно одета, большая шаль заколота красивой брошью, модные туфли. Речь её всегда была грамотной и спокойной. Голос она не повышала никогда. И всегда старалась привить своим воспитанникам культуру сцены.

Один сезон в ТЮЗе был руководителем Б. Соломонов. В те годы он был актёром оперетты, и весьма успешным. Со студийцами он поставил композицию по стихам о Великой Отечественной войне. Во многих спектаклях ТЮЗа помимо драматических актёров участвовали и артисты танцевальных коллективов.

В 1975 году главным режиссёром ТЮЗа становится Юрий Яковлевич Энтин.

Первый спектакль Ю. Я. Энтина в новгородском ТЮЗе был «Весенний день 30-го апреля» по пьесе А. Зак и И. Кузнецова. Именно за этот спектакль новгородский ТЮЗ получил звание народного в 1976 году на всесоюзном фестивале самодеятельных театров в г. Калининграде. С этого времени ТЮЗ переезжает на второй этаж в кабинет №53 (малый зал) где располагается и по настоящее время. В то время в театре были две студии, подготовительная и актёрская и основной актёрский состав. В коллективе занималось более ста человек.

Необычный, нетрадиционный взгляд на пьесы, неожиданное режиссёрское прочтение и смелые постановочные ходы отличали работу Юрия Энтина. В 1979 г. выходит его спектакль «Жил да был такой король» поставленный по пьесе Е. Шварца «Голый король».

ТЮЗ становится популярным театром в городе. О нём пишет областная пресса, а киножурнал «Наш край» снимает сюжет о постановке спектакля «Мальчиш-Кибальчиш» к юбилею Ленинского Комсомола, что по тем временам было весьма значимым событием.

В репертуаре театра спектакли, поднимающие острые социальные проблемы: «Ночь после выпуска» Владимира Тендрякова, «Молодожёны» Тамары Ян, «Криминальное танго» Раннета Эгона, «Отважное сердце» Иды Эвальд. Одновременно с этими спектаклями ставится водевиль «Беда от нежного сердца» Владимира Сологуба.

Театр обращается и к теме Великой Отечественной войны. Такие спектакли как «Живи и помни» Валентина Распутина, «Последние холода» Альберта Лиханова, «Трибунал» Андрея Макаёнка получили высокую оценку, как зрителей, так и театральных критиков.

Не остаётся без внимания и детская аудитория. В восьмидесятые годы для ребят выходят сказки «Белоснежка и семь гномов» по пьесе О. Табакова и Л. Устинова, «Приезжайте в Простоквашино» по сказке Эдуарда успенского, «Чипполино» по сказке Джанни Родари. «Зайка-Зазнайка» по сказке Сергея Михалкова, для молодёжной аудитории выходит спектакль «Ящерица» по пьесе Володина, «Слуга двух господ» Карло Гольдони, «Красавица Снежана» Владимира Попова.

В то время в ТЮЗе спектакли игрались дважды в день пять раз в неделю. Утром сказка для детей, вечером спектакль для взрослых.

В 1988 году, после ухода Ю. Я Энтина, режиссёрами в ТЮЗе становятся Иванова Татьяна Алексеевна и Егоров Иван Иванович. Выходят такие спектакли, как «Плохая квартира» по пьесе Славкина. Кроме остросоциальной темы в театре для детей ставится много сказок. Это «Таинственный гиппопотам», «Сказка про солдата и змею», «Доктор Айболит», «Остров пополам» и другие.

Вместе с работой живых актёров, театр начинает использовать  куклы, сделанные Иваном Егоровым. Выходят кукольные спектакли: «Кое как и Как-нибудь», «Новогодние приключения Вити и Наташи», «Новые приключения Скруджа и его племянников», уличное лубочное представление «Про молодца Волховца». В этих спектаклях использовались большие ростовые куклы.

ТЮЗ постоянный участник городских праздников. Коллектив ездил в Германию с программой кукольных миниатюр без слов.

Выходят кукольные спектакли: «Новые приключения Колобка», «Разноцветный попугай», «Петрушкины проказы», «Новогоднее путешествие». Актёрские спектакли по мотивом сказок: «Снегурочка», «Весёлая карета», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Да поможет тебе…» и др.

Важным элементом создания новых спектаклей является творческий подход к литературному материалу. В процесс создания пьесы вовлекается весь коллектив, и сказка ставится по мотивам известных произведений. От этого старые, всем известные сказки начинают звучать по-новому, приобретают новые, неожиданные повороты сюжета, получают новую трактовку.

Так, по мотивам сказки «Финист Ясный Сокол», ставиться спектакль «Золотое Перо», по мотивам сказки «Королевство кривых зеркал» — спектакль «Разбить зеркало», по мотивам сказки «Аленький цветочек» — «Заколдованный принц», по мотивам повести «Собачье сердце» — «Московский оборотень», по мотивам пьесы «Собака на сене» — «Любовь и честь» и другие.

По инсценировкам, написанным самим Иваном Егоровым, ставится «Домовёнок Кузя», по мотивам русских народных сказок выходят спектакли «Авотикот» и «Агдетыкот».

Часто в постановках совмещается работа кукол и живых актёров.

Многие тюзовцы — выпускники театральных институтов поставили свои спектакли на тюзовской сцене. Иванов Дмитрий был режиссёром спектаклей «Каменный Гость» по трагедии А. С. Пушкина и «Маленькая Баба-Яга» по сказке О. Пройслера. Виталий Иванов выпустил спектакли «Дракула», «Сестра моя Русалочка» и «Принц Актёр».

Школьник Никита Кузнецов поставил спектакль по своему сценарию «Коралина», другой школьник Никита Фёдоров написал мелодию к песне, которая звучит в спектакле «Просто сказка». Актёры театра пробуют свои силы и в кинематографии. Режиссёр Иван Егоров снял короткометражный фильм «Подарок» по своему одноимённому рассказу.

Коллектив театра включает в себя людей разного возраста, что способствует развитию у детей коммуникативных навыков. Артисты приходят на занятия целыми семьями.

Театр награждён многими грамотами и подарками. В 1976 году коллективу присвоено звание «народный самодеятельный коллектив». 2002 г. Диплом участника городского детского фестиваля «Театральная панорама». 2004 г. – Диплом участника зонального фестиваля детского театрального искусства (г. Старая Русса). 2005 г. – Грамота королевского посольства Дании и Фонда «НСА2005» за участие в юбилейных торжествах, посвящённых 200-летию великого сказочника Г. Х. Андерсена.

2005 г. — Диплом участника областного фестиваля «Театральный марафон». 2008 г. – Диплом участника областного фестиваля семейного творчества «Семейный круг».

2009 г. – Благодарность мэра Великого Новгорода за значительный вклад в подготовку и проведение празднования 1150-летия основания Великого Новгорода и XXIX Ганзейских дней Нового времени. 2010 г. – Диплом Лауреата областного фестиваля театрального искусства «Театральная осень».

 

Нравится?

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal